Braid – настоящий инди-шедевр, который трудно отнести к определенному жанру. На первый взгляд это современная интерпретация Super Mario, но стоит копнуть глубже – и перед вами предстанет вообще не игра, а маленький философский трактат о времени, любви и непростительных ошибках. Его автор, наряду с письменным текстом, использует и куда более оригинальные средства выражения.
Как все начиналось?
Все началось с того, что 33-летнему американскому программисту Джонатану Блоу приснился сон. По крайней мере сам он уверяет, что озарение, приведшее к рождению Braid, случилось утром, аккурат после того, как он открыл глаза. В течение года Джонатан оттачивал концепцию игры и готовил рабочий прототип. А затем еще на протяжении трех лет при помощи дизайнера, композитора и двухсот тысяч долларов Блоу оформлял свое творение.
О чем это?
Рассказать о Braid можно буквально в нескольких предложениях, но это описание будет неполным. А целиком отразить суть игры словами невозможно в принципе – ее можно только прочувствовать, впитать каждой клеточкой своего организма. Однако все зависит от индивидуального подхода и личного опыта. Для кого-то Braid окажется «еще одним» платформером, где вместо усатого водопроводчика – лохматый мужик в пиджаке. Для кого-то – красивой любовной историей о человеке, наделавшем много ошибок, но не утратившем надежды их исправить. А для многих других – величайшим откровением, затрагивающим такие потаенные струны души, что сбивается дыхание и учащается пульс.
Как играется?
Braid играется по-разному – это главное, что необходимо запомнить. Если прочие платформеры постепенно лишь усложняют уровни – заставляют больше прыгать, быстрее бегать и ловчее уворачиваться от врагов, – то Braid постоянно кардинально меняется. Здесь нет единого и универсального свода правил, применимого ко всей игре. Напротив, каждая глава вынуждает приспосабливаться, совершать открытия и осваивать новые навыки. Переход к очередному эпизоду будто бы знаменует начало другой игры, на прежнюю похожей лишь внешне.
Виной всему время, с которым разработчик буквально творит чудеса. Начинается все с банальной перемотки. Зажимаем кнопку – и все только что совершенные действия прокручиваются в обратном порядке: герой бежит задом наперед, убитые враги оживают, плавающие мостики возвращаются в исходную позицию. Благодаря тому, что управление временем никак не ограничено, использовать прием можно в любой момент. Не успел, к примеру, увернуться от угрюмой головы – перематываешь несколько секунд назад и исправляешь ошибку. Никаких загрузок, никаких сохранений, никаких дурацких «жизней» и аптечек – Braid подкупает гениальной простотой. Уже на этом этапе игра оставляет яркие впечатления.
Но это только начало, а в следующей главе за простотой открывается такая глубина, что голова идет кругом. В красочном мире появляются предметы, неподвластные времени. Значение этого, казалось бы, крохотного изменения в правилах нельзя передать словами – его можно только ощутить на собственной шкуре. Возможно, звучит немного пугающе, но когда видишь все своими глазами, принцип действия в той или иной ситуации понимаешь интуитивно. Хотя иногда все же приходится пораскинуть мозгами, и это роднит Braid с головоломками.
Кстати, классическим пазлам здесь тоже нашлось место. По уровням разбросаны кусочки мозаики, которые зачастую лежат в таких местах, до которых так просто не доберешься – приходится изрядно поломать голову. Такие пространственно-временные задачки решаются всегда по-разному, а потому интерес к ним не ослабевает. Где-то нужно использовать врагов как трамплины (классический прием «прыгни на голову»), где-то экспериментировать с перемоткой, а где-то и вовсе замедлять или останавливать мгновения. В Braid даже есть эпизод, где время движется вместе с героем. Идешь направо – мир «живет вперед», налево – назад. Порой просто удивляешься, какие кошмары должен был видеть Джонатан Блоу во сне, чтобы придумать все это.
Как выглядит и звучит?
Впрочем, благодарности, уважения и солидных премиальных достоин не только автор идеи, но и его верные помощники: дизайнер и композитор. Художник нарисовал нечто невероятно яркое, цветное и переменчивое, как весенняя погода. Окружающий мир играет пестрыми, будто бы акварельными красками, переливается разными оттенками, колышется и дышит. Все это происходит под мелодичную музыку, гармонично дополняющую сочную картинку. От Braid не веет примитивизмом, как от иных платформеров. Двухмерная графика здесь воспринимается как должное и кажется единственно верным решением.
Значение для индустрии?
Braid – это еще одно неоспоримое доказательство того, что инди-играм в сегодняшней индустрии электронных развлечений отводится наиважнейшая роль. Пока солидные компании с многомиллионными капиталами гоняются за спецэффектами и голливудскими сценариями, стремясь еще больше приблизить игры к кино, талантливые одиночки наглядно демонстрируют, что есть и альтернативный путь развития отрасли. Пятнадцатидолларовый Braid, занимающий жалкие 150 мегабайт на жестком диске, обеспечивает впечатления более яркие и богатые, чем иной тяжеловесный «хит» на двухслойном DVD ценою $50.
Плюсы
+ Гениальная концепция управления временем
+ Невероятная психологическая глубина игры – Braid может затронуть самые потаенные струны души
+ Разнообразие задач и методов их решения
+ Потрясающе стильный дизайн и звуковое оформление
Минусы
- Для двухмерной инди-игры у Braid довольно серьезные системные требования
Взято