«Графика не главное, графика не главное», - каждый раз шепчешь перед запуском Disgaea 3. «Ретро, истинное ретро», - убеждаешь себя, рассматривая эти крохотные аренки из трех полигонов и плоские (нарисованные!) модельки персонажей. Причем, эти рисунки при приближении рассыпаются крупными пикселями, а кадров анимации на каждое движение предусмотрено не больше пары-тройки штук. «Зато идет в разрешении 1080p», - бурчишь под нос, пытаясь найти хоть какое-то оправдание демонстрируемой картинке. И не находишь. Ленивцы из Nippon Ichi Software даже не подумали о том, что проект при переезде на PS3 нуждается хоть в каком-то косметическом ремонте. Действительно, зачем напрягаться. Фанаты Disgaea-сериала и так купят, а казуалам эта наихардкорнейшая тактическая ролевая игра под любой оберткой поперек горла встанет. 9999 уровней развития, около 300 классов персонажей, генератор бесконечных боевых арен — Disgaea 3 относится к тому типу развлечений, который затягивает обладателей не на десятки — на сотни часов. И не факт, что раскроется полностью даже спустя год плотного знакомства.
Давайте сразу определимся: графика в Disgaea 3 ужасна. Ужасна настолько, что вышедшая недавно Disgaea DS для, понятное дело, DS отличается внешне от своего «некстген»-родственника только палитрой, моделями героев и разрешением. Предварительный HD-ролик, четкие картинки персонажей, появляющиеся на экране во время диалогов, и красивые, рисованные задники — вот и все плюсы. В Nippon Ichi Software не знают, что такое шейдеры, не догадываются о динамичном освещении, а опыт 3D-моделирования застрял на уровне кубизма. Их еще на PS2 ругали за картинку уровня Final Fantasy Tactics для PSOne. Теперь даже ругаться на хочется. Только завалиться к ним в офис с ведром ледяной воды, окатить ей мирно посапывающего директора и в ответ на возмущенные вопли ткнуть пальцем в календарь. То-то удивится, увидев, какой сейчас год.
Вместе с тем, картинка отторжения не вызывает, поскольку все выполнено бедненько, но аккурантенько, с фантазией и больным на голову чувством юмора. С этаким нездоровым аниме-размахом, когда каждая активированная способность включает бесшабашный ролик, в котором персонажи разве что планетами друг на друга не плющат. Они шинкуют врагов мечами, расстреливают из мега-пистолетов, кувалдой, словно битой, подкидывают в космос и на лету вбивают по макушку в землю, призывают на подмогу демонов и ангелов, а маги низвергают на головы несчастных инфернальные ливни. Пусть графика ужасно отсталая, но к ней привыкаешь, а такие пируэты героев и визуализация поединков заставляют мерзко хихикать, нажимая кнопку Execute. То-то сейчас начнется...
Цитата:
- Сейчас я на вас испытаю все свои 48 способов смертоубийства!
Хотя, тут все начинается с сюжета, с персонажей, с блестящего юмора и талантливой работы актеров, буквально слившихся со своими аниме-героями — последнее вообще редкость для японских проектов, создатели которых сильно экономят при локализации. Стеб над играми и очевидными штампами. Шутки, выдаваемые с частотой скорострельного пулемета. Чуть ли не каждый диалог можно заносить в цитатник, а после отдельных пассажей пробивает на хохот. Открываешь инвентарь и рядом с сухими таблицами характеристик видишь забавные комментарии. Оправляешься в класс, и наблюдаешь за феерическим появлением учителя, а каждый новый ученик обставляет свой «перевод» с фантазией, чтобы другие школяры прониклись почетом и уважением. И не удивляйтесь «учителям» и «ученикам». На этот раз нас занесло в Академию Зла, самую неправильную академию в мире!
Тут вообще все неправильное. Демоны, люди, герои, злодеи — архетипы перевернуты с ног на голову и подвергаются едким насмешкам. Учителя скрываются от своих учеников и устраивают им смертельные ловушки на подступах в классные комнаты. Из-за чего, понятное дело, на уроки никто не ходит, а молодежь занята выяснением банальных вопросов «кто сильнее» в коридорах. Сынок Злого Повелителя — наш главный герой Мао — сильно обиделся на своего папашу, когда тот случайно раздавил пяткой его игровую консоль SlayStation, расстроился, начинался «оппозиционных» комиксов про супер-героев и решил прикончить родителя. Из ниоткуда выползает скромный, щуплый «герой», припершийся в Академию, чтобы спасти Принцессу (ее никто не похищал, но так, на всякий случай, на будущее). До кучи вмешивается девочка-демон, которая вовсю старается приучить Мао страшным, отвратительным Добрым делам («Она заставила меня три дня убирать мусор и сдать два литра крови!»). Затем бригада расширяется, добавляется еще десяток не менее колоритных персонажей, каждый со своим «пунктиком», из-за чего их выкрутасы и отношения начинают представлять даже больший интерес, чем стержневая сюжетная линия.
Цитата:
- Герой, мы пришли спасти тебя от этого Мао!
- Да нет, не надо, спасибо...
- Стокгольмский синдром, да? Тогда заткнись и предоставь остальное нам!
История, благодаря непостоянности желаний Мао, скачет из стороны в сторону, дарит исключительно положительные эмоции и хорошее настроение. Семь актов пролетаются быстро, «всего-то» за 50 часов, если не отвлекаться на прокачку и изучение тонкостей игры. Но если увлечься — первое прохождение оттяпает и 100 часов и 200. Благо, заниматься тут всегда есть чем, побочных развлечений просто валом.
Начнем с основ. Мироустройство Disgaea элементарное. Есть «база» на которой можно найти торговцев оружием, брони и снадобий, а также клериков, занимающихся лечением и воскрешением. Зашел, побегал, зализал раны, закупился вещами и шмыг на следующую миссию. А там...
А там нас ждет стандартное, на первый взгляд, поле, разбитое на квадратики. Сначала ходят персонажи игрока, распределяешь им действия, нажимаешь Execute, смотришь светопредставление, End Turn — теперь уж противники развлекаются. Разные виды оружия и способностей имеют свой радиус, зону и условия атаки (к примеру, прием с копьем пробивает близстоящего соперника, но требует пустую клетку за ним, чтобы герой мог туда спрыгнуть). Поэтому каждый шаг обдумываешь с задумчивой физиономией гроссмейстера, анализируя не только свои действия, но и вероятные выпады врага.
Бои быстрые. Пара-тройка ходов при удачном раскладе приносят победу, но если сглупить, то провозиться можно долго. Почти все сюжетные миссии являются своеобразными головоломками. Сообразил, разгадал хитрость — отделаешься малой кровью и большими премиальными (их начисляют в финале в зависимости от успешности действий игрока). Нет — ковыряйся тупой силой, пока не озарит.
«Первый взгляд», однако испаряется быстро, стоит только познакомиться с гео-панелями — окрашенными зонами на уровне. Если на одной из них стоит гео-блок, то одноцветная зона приобретает его свойства: увеличивают силу противников, наносит повреждения союзникам, лечит, дарует неуязвимость, понижают сопротивляемость к разным типам магии и все такое прочее, из-за чего боевая арена с гео-панелями превращается в настоящее минное поле, куда боишься сразу выводить своих героев. Сначала внимательно осматриваешься — куда можно ставить, а куда ни в коем случае, что даст преимущество, а что гарантированно убьет персонажа.
Привносит остроты и та особенность, что гео-блоки можно уничтожать или переносить, чтобы избавиться от опасных бонусов или перенаправить положительные. Причем, при уничтожении гео-блока зона перекрашивается в его цвет, нанося повреждения всем стоящим на ней существам и предметам. Из-за этого в некоторых случаях противников можно уничтожить вообще без единого, так сказать, выстрела.
Впрочем, это уже было в предыдущих Disgaea. Новинкой стали сами гео-блоки, пришедшие на смену гео-пирамидам. Простое изменение геометрической формы — и их их можно выстраивать в башни, умножая бонусы. Еще одна особенность — одноцветные гео-блоки детонируют, если на них сбросить собрата, а свалившийся с высоты противник получает повреждения. Не смейтесь. Есть целый ряд уровней — как основных, так и побочных — привязанных к этой особенности. Причем, с ее помощью, можно точно также устраивать цепные реакции. Голова еще не болит? Так это было только начало!
Цитата:
[противник после поражения]
- На этот раз я позволю тебе уйти. Опять тебя спас звонок на урок, Мао!
Подведем промежуточные итоги. Попадая на боевую арену, игроку необходимо точно знать способности своих героев, как далеко они могут ходить и атаковать. Надо анализировать саму локацию, учитывать особенности гео-панелей и расположение гео-блоков, наличие труднодоступных возвышенностей и бездонных пропастей, пользоваться преимуществами (причем, очень многое зависит от состава партии) и старательно избегать отрицательных бонусов. Дополнительно — учитывать социальные отношения между однопартийцами. Мы же в Академии учимся, так? А раз так — у нас есть классная комната, где «ученики» рассаживаются по партам. А дальше работает чистая математика.
Сидящие рядом однопартийцы считаются друзьями, и если на поле боя их поставить рядом, то вероятность комбо-атаки (с участием до 4-х человек) приближается к 100%. Парень, сидящий в классе на отшибе, просто тюкнет монстра мечом по носу. Но если он является компанейским товарищем, то к атаке присоединиться вся брага, совместными усилиями, в отдельном ролике, превращающая врага в хорошо прожаренную отбивную. Причем, опыт за убийство идет всем участникам.
Также в классе можно организовывать клубы (а видов их ОЧЕНЬ много), члены которых наделяются своими уникальными способностями. Так, в одном клубе люди делятся друг с другом заработанным опытом. В другом — обеспечивают магазины прямыми поставками очков или поясов. В третьем — открывают доступ в Class World, где можно улучшать характеристики других персонажей.
Из-за этого в классной комнате проводишь кучу времени, рассаживая бойцов по местам и распределяя их в разные клубы. Естественно, эту схему во время боя лучше держать в голове, чтобы с максимальной отдачей использовать силушку героев.
Тут же можно на школьный совет выносить предложения о сформировании новых клубов, повышения цен в магазинах (и появления более качественных вещей), уровней монстров (для ускоренной прокачки), создания новых персонажей (уже открытых профессий), увеличения размеров классного помещения (а партия со временем разрастается) и многого другого. Возможностей действительно масса. Причем, участников совета можно перед голосованием подкупить, а если результат не оправдал надежд — попытаться убедить силой.
Цитата:
- Ха-ха-ха! Разве ты не знаешь, что после первого поражения финальный босс всегда принимает свою истинную форму!
- Ой-ой, очень удобно, получив по носу, пользоваться таким штампом.
- Теперь оставляю вас, сохранитесь, и жду вас в следующем зале! [исчезает]
- А разве ему не выгодно превратиться сейчас и навалять нам, пока мы ослаблены?
- Да он просто идиот.
Структуру боевых арен разобрали, внутрипартийные социальные связи рассмотрели - переходим к главному! К ее высочеству «прокачке». А этой даме в Disgaea 3 можно петь серенады дни и ночи напролет в стремлении достигнуть 9999 уровня каждым из сотен персонажей.
Понимаете, какое дело... В Diasgaea 3 можно качать ВСЁ. Причем, не какое-то абстрактное «всё», а всё в принципе, без оговорок, начиная с собственно карманов подопечных, заканчивая классами и способностями!
Персонажи получают опыт и растут в уровнях. Спец-способности, характерные для каждого класса в отдельности, появляются сами, навыки же владения оружием придется покупать отдельно. Все спец-способности прокачиваются как самостоятельного, во время их использования, так и за универсальную валюту «ману», зарабатываемую в боях. Причем, важны оба подхода.
Каждому персонажу можно провести «реинкарнацию»: сбросить героя на первый уровень. При этом надо вкачать в него ману (чем больше, тем лучше), повысив его характеристики, а спец-способности сохранятся - поэтому вновь заработанные очки можно потратить на что-нибудь другое.
У каждого предмета, будь то меч-кладенец или карамелька-на-палочке, есть свой собственный внутренний мир — Item World. Подходим к специальному персонажу на «базе», выбираем вещь, и выходим на спринтерскую дорожку из десятка (в случае «серых» предметов) или десятков (в случае «золотых») сгенерированных случайно уровней. Все они завалены гео-полями и наводнены толпами врагов. Сумели пробиться до финала - и уровень предмета повысится, вырастут его характеристики. Попутно попадаются порталы в тайные комнаты с небольшими сюрпризами.
Уникальным нововведение третьей части стал Class World — мир, в котором можно прокачивать классы! В отличие от Item World с гео-панелями, тут все завалено только грудами гео-блоков. Принцип тот же. Сумели пробиться до финиша — и характеристики героя повысятся. А если маны хватит, то можно и улучшить его способности. Силу, там, чтобы швырять предметы дальше, или скорость, чтобы ходить на клетку-две больше.
Кстати, про швыряние. В Disgaea персонажи всегда отличались тем, что могли хватать, что ни поподя (врагов, друзей, ящики, бочки) и бросать их. Причем, умели залазить друг другу на плечи, что позволяло с первого хода докинуть счастливчика хоть до самого конца уровня. Правда, дальше этого функционал не распространялся (хотя сейчас в Class World эта способность более чем востребована). В Nippion Ichi решили исправить досадную оплошность — и появилась отдельная ветка боевых навыков, связанных с живыми башнями!
Также были значительно доработаны демоны, которые в сериале всегда могли примкнуть к партии, но по боевым качествам значительно уступали людям. Теперь и им нашлось достойное применение. Монстры научились на целых два хода превращаться в мощное оружие, одновременно наделяя обладателя смертоубийственными приемами. На легкой прогулке — они просто неплохие бойцы. А когда припекает — оказывают огромную помощь.
А еще в Disgaea 3 есть замечательная, веселая, заводная музыка с песнями и обыгровками популярных мотивов. Но ее мало. Для игры с бесконечной реиграбельностью, чтобы изучить все нюансы, прокачать всех героев и их вещи — имеющиеся композиции успевают быстро (за каких-то 100 часов) до полировочного блеска затереть барабанные перепонки.